о проекте   контакты редакции
ZAVTRA
Смотрим в настоящее — говорим о будущем

За гранью кадра: что ждет киноиндустрию по мнению ее главных визионеров

Киноиндустрия трансформируется под влиянием технологий, меняющихся зрительских привычек и глобальных социокультурных сдвигов. Ведущие режиссеры мира, от культовых мэтров до новых голосов, активно формируют дискуссию о том, каким станет кинематограф в ближайшие десятилетия. Этот обзор объединяет их ключевые прогнозы и опасения.

Подпишись на новые материалы!

Технологии: новые горизонты и угрозы

Отношение к искусственному интеллекту разделило режиссерскую среду на два лагеря. Скептики, такие как Джина Принс-Байтууд («Тайная жизнь пчёл»), категоричны: ИИ «не творческий, он лишь заимствует чужое». София Коппола («Трудности перевода») подчеркивает, что для искусства необходимы «сердце и душа». Однако прагматики, вроде Рейнальдо Маркуса Грина («Боб Марли: Одна любовь»), предлагают адаптироваться, выражаясь цитатой героя Брэда Питта в фильме «Человек, который изменил все»: «Меняйся или умри». Технологии VR/AR, по мнению аналитиков, перестанут быть диковинкой, превращая зрителя из наблюдателя в участника с тактильными ощущениями и свободой взгляда на 360°.

Параллельно происходит эволюция форматов. Интерактивность, по типу «Брандашмыга» из «Черного зеркала», усложнится, предлагая десятки концовок и делая каждый просмотр уникальным. Форматы Screenlife (действие в экранах гаджетов) и короткий вертикальный контент (5-15 минут) закрепятся как ответ на клиповое восприятие молодежи. Стирание граней между кино, игрой, театром и соцсетями приведет к созданию принципиально новых видов нарратива – гибридов.

Кинотеатры vs. Стриминг: битва за выживание

Судьба традиционных кинозалов вызывает ожесточенные споры. Пессимисты, такие как Дэвид Линч («Твин Пикс»), считают, что пандемия «похоронила» кинотеатры, а сериалы вытесняют полный метр, предрекая конец «искусству и сценарному мастерству». Однако другие режиссеры активно защищают «сакральное пространство». Джордж Миллер («Безумный Макс») верит, что люди «биологически запрограммированы» собираться для совместного переживания историй. Дэниел Шайнерт («Все везде и сразу») предлагает трансформировать кинотеатры в «праздничные пространства» с кинопоказами в стиле карнавала (костюмы для «Барби», танцы под «RRR»). Тодд Филлипс («Джокер») настаивает на устранении рекламы перед сеансами, убивающей магию.

Стриминговые платформы воспринимаются неоднозначно. С одной стороны, режиссеры вроде Адама Уингарда («Годзилла против Конга») и Пола Фейга («Офис») признают их плюсы: стриминг дает финансы и аудиторию нишевым проектам. С другой стороны, существуют серьезные опасения. Шон Бейкер («Анора») видит угрозу в «размывании идентичности кино» из-за отказа от пленки и прямых релизов в сети.

Творчество: тренды и нарративы

В творческой сфере на первый план выходят глобализация и инклюзивность. Джина Принс-Байтвуд видит будущее в «голосах, исключенных из кинематографа», подразумевая расовое, гендерное и культурное разнообразие. Такие режиссеры, как Блитц Базавуле («Цвет пурпурный») и Нирадж Гхайван («Homebound»), уже меняют ландшафт, исследуя африканский и индийский опыт. В противовес этому отмечается общий пессимизм в киноязыке, отражающий эпоху. Фильмы последних лет, представленные на Каннском фестивале 2025 («Сират» Оливера Лаше, «Эддингтон» Ари Астера), полны экзистенциального отчаяния и злости на социальные кризисы. Оливер Стоун констатирует: «Протагонист не выигрывает. Он просто доживает тяжелую жизнь».

Появляются новые имена с новаторскими подходами. Филлип Юманс (19-летний режиссер «Burning Cane») доказывает, что возраст не барьер для сложных тем. Шарлотта Уэллс («После солнца») мастерски сочетает документальную точность с поэтикой. Брендон Кроненберг («В чужой шкуре») переосмысляет жанр body horror через призму цифровой эпохи.

Бизнес-модели и этика

Бизнес-сторона индустрии также претерпевает изменения. Гибридный релиз (одновременный выход в кинотеатрах и на стриминге) останется распространенной практикой, но потребует сложного баланса интересов студий и зрителей. По мнению Financial Times наблюдается упадок «пузыря стримингов»: крупные платформы, такие как Netflix, столкнулись с переоценкой своих бизнес-моделей подписки после забастовок в Голливуде и падения акций. Важным трендом становится экологичность производства – тенденции от сокращения отходов на съемках до использования цифровых декораций постепенно превращаются в норму.

Заключение: между апокалипсисом и ренессансом

Будущее кинематографа видется ведущим режиссерам мира как диалектика кризиса и возрождения. С одной стороны, существуют реальные угрозы: коммерциализация, девальвация авторства из-за ИИ, возможная смерть традиционных кинотеатров, упрощение контента под влиянием TikTok-форматов. С другой стороны, есть мощные основания для надежды: технологическая иммерсивность (VR/AR), демократизация производства благодаря доступности инструментов (смартфоны, YouTube), расцвет глобальных голосов и культур, трансформация кинотеатров в многопрофильные культурные хабы.

Как метко резюмирует Джордж Миллер, индустрия проходит «дарвиновский отбор». Однако ядро кинематографа – его уникальная способность рассказывать истории, которые глубоко трогают и объединяют людей – остается незыблемым. Главный вопрос сегодня заключается не в том, умрет ли кино как вид искусства, а в том, какие из его новых, стремительно развивающихся форм окажутся наиболее жизнеспособными и значимыми в грядущую эпоху.

АВТОР

Понравилась статья? Вступай в наше сообщество!

Нам нужна ваша поддержка!
Отправить донат

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...
ZAVTRA