Всеобщее единство: разгадка афоризма Лао Цзы
«…Когда все узнают, что добро является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно оформляются, высокое и низкое друг к другу склоняются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом. Поэтому мудрый человек предпочитает недеяние и осуществляет учение безмолвно…» — Лао Цзы
К истокам даосизма
Первоочередно для более глубокого понимания этого высказывания необходимо погрузиться в самое ядро даосской мысли.
Мы не знаем точно, в какое время жил Лао Цзы, но, по некоторым наиболее цитируемым источникам, его жизнь датируется периодом VI-V вв до н.э. Личность этого мудреца обросла огромным количеством самых невероятных мифов и даже стала предметом антропотеизма во многих религиозно-философских источниках, что свидетельствует о глубоком влиянии фигуры Лао Цзы на формирование древнекитайской мысли — он буквально олицетворяет собой эпоху зарождения китайской философии. Согласно наиболее распространенной точке зрения, мыслитель является основоположником такого учения, как даосизм и автором одного из его фундаментальных текстов «Дао Дэ Цзин». В центре данной доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение, являющее собой закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всём, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. В человеке Дао проявляется через силу У-вэй (в переводе «недеяние» или «неделание»), которую можно толковать как созерцательную пассивность или стремление избегать всякого усилия. У-вэй — означает отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. Однако этот принцип не являет собой бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. При этом всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни.
Всеобщий закон Дао
Возвращаясь к нашему афоризму, можно заметить, что он выражает некий всеобщий закон: «…бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга…» – таким образом Лао Цзы пытается объяснить принципы работы того самого Абсолюта, лежащего в основе учения Дао. Что же это за принципы? Речь прежде всего идет о взаимосвязи и балансе противоположностей. Универсальные категории, такие как добро и зло, бытие и небытие и проч. не просто противопоставляются, но порождают друг друга, являясь как бы гарантом существования своей противоположности. Только взаимно оформляясь, создавая и дополняя друг друга, антитетические понятия образуют Гармонию, составляющую основу всего миропорядка. Если продолжить эту мысль и перевести ее в практическую плоскость, можно прийти к выводу, что стремление человека породить одно явление неизбежно влечет за собой рождение полярной силы. Поэтому, дословно: «мудрый человек предпочитает недеяние и осуществляет учение безмолвно». Здесь мы видим отсылку к одному из ключевых понятий даосизма — У-вэй. Реализуя этот принцип созерцательной пассивности через медитации, погружения в свой внутренний мир, стремления вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания, при этом не пытаясь добрыми делами завоевать расположение Дао — только таким путем, согласно даосизму, можно достичь блаженства.
Великий предел
В исследуемом тезисе Лао Цзы можно также найти ключ к понятию «Великий предел» — разделение противоположных свойств, обозначающееся символом инь-ян, ставшим эмблемой классической китайской философии. Представляя собой фундаментальную модель всего сущего, концепция инь-ян раскрывает два полюса, объясняющих природу Дао. Во-первых, всё постоянно меняется. И, во-вторых, противоположности взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот). Целью человеческого существования, в итоге, является баланс и гармония противоположностей.
Диалектика Лао Цзы
В некотором смысле корневая идея Лао Цзы предвосхищает один из трех основополагающих принципов диалектики — принцип единства и борьбы противоположностей, согласно которому внутренним источником развития всякой системы является борьба и взаимосвязь противоположных элементов, а в процессе разрешения столкнувшихся противоречий происходит качественное изменение самой системы.
Стоит отметить, что мысль Лао Цзы о взаимосвязи противоположностей нашла свое отражение во многих философских концепциях разных эпох. Если обратиться к европейской античности, можно встретить во многом родственные суждения у древнегреческого философа Гераклита. Согласно его учению, основой мира является вечная борьба противоположных сил, где мир — арена, на которой эти противоположности (такие как холод и тепло, влажность и сухость, жизнь и смерть) находятся в постоянном противостоянии друг с другом. Однако эта борьба не приводит к хаосу и разрушению, а наоборот, создает порядок и гармонию. Гераклит считал, что война — отец всего. Все вещи рождаются из конфликта, и война действует как творец и разрушитель, обеспечивая динамику и изменения в мире.
Гегель, формулируя тот самый первый закон диалектики, говорит следующее: «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». В этом высказывании немецкого философа нетрудно узнать всё ту же даосскую мысль о взаимозависимости противоположных сил. Правда, если Лао Цзы говорит исключительно о созидательных свойствах противоположностей по отношению друг к другу («порождают», «оформляются», «следуют друг за другом»), то Гегель (как, в прочем, и Гераклит) акцентирует внимание на их противостоянии, хоть эта борьба в конечном итоге всё равно носит созидательный характер, являясь ключевым фактором развития, движения, сохранения гармонии в мире.
Логика через призму противоположности
В афоризме Лао Цзы под другим углом кроется ещё одна идея, связанная с формированием понятий методом бинарной оппозиции. Дело в том, что понятие может мыслиться не только в своём собственном положительном содержании, но и по отношению к противоположному ему понятию. В нашем случае, понятие «зло» может рассматриваться не только как группа отрицательных признаков, составляющих содержание этого понятия. Мы можем мыслить понятие «зло» также и по отношению к противоположному ему понятию «добро». Более того, контекст, в котором мы формируем понятие «зло», в этом случае будет определяться инверсированным набором признаков, формирующих понятие «добро». В этом смысле «когда все узнают, что добро является добром, возникает и зло». Этот принцип легко рассмотреть на примере современной культуры, когда вместе с трендами рождаются антитренды, а смена тренда в свою очередь влечет за собой изменение содержания антитренда.
Заключение
Проблему, поднятую Лао Цзы, можно отнести к категории вечных (всегда актуальных) вопросов. На протяжении эволюции общества человек постоянно обращается к идее того, что добро порождает зло и наоборот, чёрное создаёт белое, жизнь влечёт смерть, и гармония каждой такой абстрактной «пары» лежит в основе всего мироздания. Эта концепция затронула умы разных эпох и цивилизаций, из чего можно полагать, что идея действительно «работает» и ещё не раз оставит свой след на пути развития философской мысли.