Без критериев: почему сложно победить бедность в России

Национальная цель по снижению уровня бедности в России в два раза, скорее всего, не будет реализована даже к скорректированному сроку — в 2030 году. Это следует из итогов проверки, проведенной
Счетной Палатой РФ
. Размыто само понятие “бедность”, что создает почву для манипуляций со стороны чиновников. К тому же искоренение бедности не решается только деньгами — это примитивный подход, добавляют эксперты.
Правительство России
до сих пор не определилось с понятием и критериями бедности, которую к 2030 году согласно текущим национальным целям планируется сократить вдвое. Такой вывод сделала Счетная Палата РФ в результате совместного с экспертами Центра перспективных управленческих решений анализа того, как правительство реализует национальный проект по снижению бедности в стране.
Без понятия
«Понятие «адресность социальной поддержки» не имеет четкого определения, в связи с чем возможны его различные трактовки», — отмечает СП.
«Министерство труда и социальной защиты РФ трактует понятие уровня бедности в контексте текущей социально-экономической политики правительства как уровень абсолютной монетарной бедности», — говорится в докладе СП.
Минтруд
облегчает себе задачу, измеряя бедность только деньгами, хотя это явно недостаточный показатель, считают эксперты.
«Для того, чтобы человек считал себя небедным и чувствовал поддержку государства, он должен иметь и денег достаточно для достойной жизни, и доступ к качественным продуктам питания, к эффективному медицинскому обслуживанию, образованию и, главное, должен иметь позитивную картину настоящего и будущего», — говорит ведущий эксперт Института социальной политики НИУ ВШЭ Андрей Столяров.
«Существующая система социальной защиты в Российской Федерации фактически не предполагает приоритетной нацеленности на категорию малоимущих», — заключают аудиторы.
Кому на Руси жить не хорошо
«Пособия на детей до 3 лет и от 3 до 7 лет снижают уровень бедности приблизительно на 2 процентных пункта, что является существенным вкладом в снижение бедности», — считают аудиторы СП.
Еще в 2017 году занимавшая тогда должность вице-премьера правительства и куратора социального блока
Ольга Голодец
признала наличие в России явления, которого нет в большинстве стран.
«Та бедность, которая в стране есть и фиксируется, — это бедность работающего населения. Это уникальное явление в социальной сфере — работающие бедные», — говорила Голодец.
«С 2014 года по 2018 год около 20% малоимущих домохозяйств находились за пределами государственной соцполитики, не получая никаких социальных выплат», — обнаружили они.
При этом 3,7 млн состоящих на учете в системе
ПФР
пенсионеров получают нестраховые пенсии (например, социальные). Еще порядка 3 млн пенсионеров (силовых ведомств) вообще находятся вне учета Пенсионного фонда. То есть, эти категории россиян можно как бы не учитывать при постановке национальных целей и, соответственно, не тратить на них средства. Два доллара и банановый лист
«Безусловно, роль экономического роста тоже никто не отменял», — отметил глава Счетной палаты Алексей Кудрин.
Национальные цели развития страны, одна из которых заключалась в снижении бедности с 13,2% до 6,6% к 2024 году, были сформулированы в 2018 году президентом
Владимиром Путиным
. В 2020 году они были уточнены, и срок достижения цели по снижению бедности был перенесен на 2030 год. Перенос запланированных сроков по снижению количества бедных, конечно, обусловлен общей экономической ситуацией, плюс на нем сказалась пандемия. Но совсем непростительно, что правительство до сих пор не определилось даже с терминологией, с понятием бедности, считает член экспертного совета по эффективности управления при комитете
Госдумы
по экономической политике
Николай Калмыков
«Критерии оценок бедности, учет официальных и неофициальных доходов, их соотношение с реальными потребностями граждан — все это до сих пор вызывает вопросы. А когда критерии нечеткие, то и сфокусироваться на достижении целей не возможно», — говорит Калмыков.
«К тому же цель ставят политики, но исполнители не в состоянии эту цель реализовать. Тем более, если и денег выделено недостаточно. Вот чиновники и имитируют исполнение наццелей. Как в анекдоте: давайте трясти вагон — пусть думают, что мы едем», — заключает Андрей Столяров из ВШЭ.