Беспредельное первоначало (Апейрон)
Ранняя древнегреческая философия базировалась на стихийном материализме, в основе которого заложена идея о материи как первоначале, проявляющемся в форме четырех стихий: воздух, вода, огонь, земля. Этому можно найти подтверждение в «Метафизике» Аристотеля:
«Большинство первых философов считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причем сущность хотя и остается, но изменяется в своих проявлениях, — это они считают элементом и началом вещей. И потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает, ибо такое естество (physis) всегда сохраняется».
Такое представление о мире привело греков к прогрессивной на тот момент идее: материя не возникает извне посредством инородного толчка и не исчезает в небытие, но существует вечно, то есть безгранична во времени, и является сама для себя первопричиной.
Представители милетской философской школы первыми начали рассуждать о материальной первопричине всего: Фалес в качестве первоматерии видел воду, Анаксимен считал главным первоэлементом воздух, но дальше всех ушел Анаксимандр, создавший учение об «апейроне» — беспредельном, первооснове, пребывающей в постоянном движении, бесконечно протяженной в пространстве и во времени, служащей субстратом для четырех элементов.
«Ни вода, ни земля, ни воздух, ни огонь не могут быть первоначалами природы, так как, превращаясь друг в друга, они перестают быть тем, чем были. Но это противоречит определению первоначала (быть неразрушимым и одинаковым для всех вещей)… Все есть апейрон означает, сколько начал (стихий) из апейрона возникает, столько в него и возвращается… Апейрон не может ни возникнуть, ни исчезнуть. Он — всеобщий принцип динамического равновесия противоположных начал природы» — говорит Анаксимандр.
Прогрессивность идей милетцев заключена в их стремлении перейти от мифологического к более научному, рациональному объяснению мира — они не не принимают за первоначало импульс извне, необъяснимый из самой природы, но находят его непосредственно в материальной природе, и первыми в таком контексте определяют бесконечность как основное свойство материи.
- Беспредельное первоначало (Апейрон)
- Учение Парменида Элейского о бесконечном сущем
- Дискретная бесконечность в парадоксах Зенона Элейского
- Диалектика бесконечного в философии Гераклита
- Бесконечность бытия в философии Эмпедокла
- Вневременная и внепространственная бесконечность Платона
- Актуальная и потенциальная бесконечность Аристотеля
- Заключение