Учение Парменида Элейского о бесконечном сущем
Основатель элейской школы Парменид в своём учении наряду с милетцами затрагивает проблему временной и пространственной бесконечности. В центре философии элеатов лежит идея о едином, неподвижном, неизменном сущем, бесконечно протяженном во времени и пространстве.
Главная посылка элеатов звучит так: «Есть бытие, а небытия не существует». Из этого тезиса Парменид выводит мысль о безграничности сущего как во времени, так и в пространстве, то есть оно является одновременно вечным и бесконечным. И действительно, если бы сущее имело границы, за его пределами существовало бы небытие, так как граница сущего есть не-сущее. Но это противоречило бы главной мысли элеатов о том, что небытия не существует. Следовательно, сущее не может иметь границ во времени и пространстве и является бесконечным.
Такой вывод Парменида вызывает справедливый вопрос, почему за границей сущего не может существовать другое сущее? Но и этому в учении элеатов есть объяснение. Если бы существовало иное сущее, то оно являлось бы границей для первого сущего, а то в свою очередь служило бы границей иного. Но это невозможно, поскольку граница – суть переход от чего-то одного к чему-то другому. Если сущее имеет свойство существовать и рассматривается только в аспекте существования, то другое граничащее с ним сущее имеет аналогичное свойство, следовательно по сути оно является тем же самым, что и первое. Но тогда оба сущих не могут быть разграничены друг другом, поскольку это противоречит понятию о границе. Следовательно, сущее можно рассматривать только как единое, а множества существовать не может.
Ровно таким же образом доказывается тезис о неизменности сущего, поскольку изменение (как и движение) есть переход от одного состояния к другому, но границей двух состояний может быть только их небытие, которого, согласно основному постулату Парменида, существовать не может. Следовательно, сущее не может переходить из одного состояния в другое и является неизменным и неподвижным.
В философии элеатов сущее не может возникать и исчезать, оно является вечным. Если бы сущее могло возникнуть, оно бы появилось или из небытия, или из другого сущего. Но в первом случае это противоречило бы главной мысли о невозможности существования небытия, а во втором мы столкнулись бы с ситуацией, аналогичной смене состояния, которую мы уже рассмотрели в предыдущем абзаце.
Отвергая множество и движение, Парменид и его последователи в этом разнятся с представителями милетской школы, для которых существовало как минимум четыре (то есть множество) материальных субстанции. Кроме того первоэлементам милетцев свойственно менять своё состояние, пребывать в непрерывном движении, в этом по их мнению и заключается проявление природы. В аспекте проблемы бесконечного можно сказать, что если у милетцев бесконечное проявляется во множестве и движении, то у элеатов в единстве и покое.
Итак, философия элейской школы предполагает существование единого, всеохватывающего, неподвижного, неделимого, неизменного сущего, обладающего бесконечной протяженностью в пространстве и во времени. Нетрудно заметить, что такое представление о мире кардинально расходится с эмпирическим восприятием реальности. Путем чувственного постижения мира мы повсюду наблюдаем такие явления, как движение, смена состояний, части и их границы, многообразие и т.д. Элеаты объясняли такое противоречие иллюзорностью эмпирически познаваемых фактов. В своей философии Парменид и его последователи предлагали придерживаться метода рационального познания, отвергая подлинность наблюдаемой нами реальности. Только абстрагирование от чувств и апелляция к разуму по мнению элеатов могут дать истинное представление о мире.
Таким образом, оказав огромное влияние на развитие абстрактной научной мысли, элеаты первыми предвосхитили дискурс об эмпирическом и рациональном познании, ставший одной из ключевых проблем философии раннего Нового времени.
Предположив идею неограниченности сущего во времени и пространстве, представители элейской школы во многом повлияли на ход развития древнегреческой философии. Выдающийся русский исследователь античной философии В. Ф. Асмус пишет:
«Один из результатов элейской философии оказал большое влияние на послеэлейское развитие греческого философского мышления 5 в. до н. э. Этот результат — мысль элейцев, согласно которой истинно сущее бытие не может ни погибать, ни возникать. Мысль эту высказал уже Гераклит в своем знаменитом афоризме о несотворенности и вечности мира. Элейцы развили это положение с большой силой, но связали его со своим убеждением в неизменности истинно сущих элементов бытия».
- Беспредельное первоначало (Апейрон)
- Учение Парменида Элейского о бесконечном сущем
- Дискретная бесконечность в парадоксах Зенона Элейского
- Диалектика бесконечного в философии Гераклита
- Бесконечность бытия в философии Эмпедокла
- Вневременная и внепространственная бесконечность Платона
- Актуальная и потенциальная бесконечность Аристотеля
- Заключение