Диалектика бесконечного в философии Гераклита
Гераклита из Эфеса принято считать наиболее продвинутым представителем стихийного материализма, который пытался объяснить единство природных явлений через поиск вещественного начала. Наряду с философами Милетской школы он видит первопричину всего в бесконечном движением материи, но в качестве первоэлемента Гераклит рассматривает огонь как наиболее динамичное из всех явлений природы. Живой огонь в философии Гераклита является материальной, всеобъемлющей, динамичной субстанцией, не возникающей и неуничтожимой, никем не сотворенной и вечно существующей.
В своем трактате «О природе», который дошел до нас отрывками, Гераклит пишет: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Рядом с однозначным подчеркиванием материальной основы всякого бытия и с констатацией бесконечности этого материального принципа мы находим у Гераклита и мысль, подчеркивающую бесконечность материи в историческом понимании и очевидное объяснение ее несотворимости и неуничтожимости. Таким образом Гераклит приходит к пониманию бесконечности материального мира.
В диалоге Платона «Кратил» можно отметить еще одно отражение категории бесконечности в учении Гераклита Эфесского: «Гераклит говорит где-то: «все движется и ничто не остается на месте», а еще, уподобляя все сущее течению реки, он говорит, что «дважды тебе не войти в одну и ту же реку». Если рассматривать движение как единственную форму существования материи, то тезис о том, что всё пребывает в движении и не остается на месте говорит об универсальности и бесконечности этого движения, которое не возникает извне в форме внешнего импульса, но является само для себя первопричиной.
Наряду с устоявшимися представлениями о материалистическом понимании мира Гераклита существует и альтернативная позиция, согласно которой ему присуще идеалистическое мировоззрение. Гегель в лекциях по истории философии выдвинул мысль, что философские рассуждения Гераклита об огне связаны не с желанием найти вещественное начало, а всего лишь со стремлением изобразить всеобщий естественный процесс: «Истинная мысль Гераклита состоит в том, что он понял сущность природы, т. е. изобразил ее как в себе бесконечную, как процесс в самой себе; и, следовательно, нам сразу становится ясно, что Гераклит не мог сказать, что сущность есть воздух или вода и т. п. Ибо они сами по себе не суть процесс, а лишь огонь является таковым. Он поэтому утверждал, что огонь есть первая сущность, и огонь есть реальная форма гераклитовского первоначала, душа и субстанция процесса природы». Таким образом в понимании Гегеля Гераклит интерпретирует мир как «бесконечность в самой себе», причем одновременно как субстанцию и как процесс.
В учении Гераклита важная роль придается детерменизму как всеобщей обусловленности и взаимосвязанности всех явлений и процессов. Пытаясь объяснить такую связь, Гераклит вводит понятия судьбы, необходимости (нике) и закономерности (логос). Причем логос так же как и живой огонь имеет свойство быть вечным и не сотворен никем. Познавая логос, мы приходим к пониманию законов развития мира через единство и борьбу противоположностей. Стихийная диалектика Гераклита имела революционный характер, во многом став почвой для развития древнегреческой науки. Его учение достигло пика в диалектической интерпретации мира не только в философии досократиков, но и в целом в античной мысли.
- Беспредельное первоначало (Апейрон)
- Учение Парменида Элейского о бесконечном сущем
- Дискретная бесконечность в парадоксах Зенона Элейского
- Диалектика бесконечного в философии Гераклита
- Бесконечность бытия в философии Эмпедокла
- Вневременная и внепространственная бесконечность Платона
- Актуальная и потенциальная бесконечность Аристотеля
- Заключение