Бесконечность бытия в философии Эмпедокла
Эмпедокл, являясь выходцем элейской школы, многое почерпнул из учения элеатов о несотворенности и вечности бытия. В изложении Аэция отражены идеи Эмпедокла о вечном и неподвижном Едином, явно перекликающиеся с философией Парменида:
«Единое шаровидно, вечно и неподвижно, и (это) единое есть необходимость, материя же последней — четыре элемента, виды же — Вражда и Любовь. Он считает богами и элементы и мир, представляющий собой смесь их, и, сверх того, совершенный Шар, в который все они разрешаются. И души он считает божественными существами».
Несмотря на идейное родство с элейской школой, Эмпедокл расходится с ней в понимании категорий множества и движения. Согласно его учению природа имеет несколько (то есть множество) материальных начал — земля, огонь, вода, воздух, которые находятся в постоянном движении посредством Любви и Вражды, где Любовь является силой, соединяющей эти элементы, а Вражда их разъединяет.
В философии Эмпедокла во многом ощущается влияние Гераклита: между четырьмя элементами особую роль он определил именно для огня, что подмечает Аристотель в своей «Метафизике»: «Кроме того, он (Эмпедокл — прим. ред.) первый назвал четыре материальных элемента, однако он толкует их не как четыре, а словно их только два: с одной стороны, отдельно огонь, а с другой — противоположные ему земля, воздух и вода как естество одного рода. Такой вывод можно сделать, изучая его стихи».
Ещё одна отсылка к диалектической философии Гераклита заключается в понятии движения как основы бытия: первоэлементы не возникают и не исчезают, но существуют вечно в непрерывном движении, соединяясь под действием Любви и разъединяясь Враждой, подобно принципу единства и борьбы противоположностей, выраженному Гераклитом. Об этом Эмпедокл говорит в своей поэме «О природе»:
«Все они равны и все одинаково древнего рода,
Всякой, однако ж, иное дано назначенье и всякой
Свойство иное; господствуют вечно они по порядку.
К ним ничто не прибавится, в них ничто не иссякнет:
Если бы гибли они беспрерывно, их ныне б не стало.
Что и откуда тогда бы вселенную снова воздвигло?
Где ж и погибнуть бы им, если места от них нет пустого?
Так, всё те же они; проницая, однако, друг друга,
В образах разных являются, теми ж всё оставаясь».
Тем не менее у Эмпедокла противоположности действуют не одновременно, как у Гераклита, а последовательно. Платон подчеркивает данное различие в диалоге «Софист»: «Расходящееся всегда сходится», — говорят более строгие из Муз (Гераклит — прим. ред.); более же уступчивые (Эмпедокл — прим. ред.) всегда допускали, что всё бывает поочередно то единым и любимым Афродитою, то множественным и враждебным с самим собою вследствие какого-то раздора».
В учении Эмпедокла прослеживается эклектика элейской школы, стихийного материализма первых натурфилософов и диалектической философии Гераклита. Тем не менее ему принадлежат оригинальные идеи, сильно опережающие античную науку, которые только спустя века найдут своё подтверждение эмпирическим методом. Рассуждая о бесконечности, Эмпедокл продолжает вектор абстрактной философской мысли Древней Греции.
- Беспредельное первоначало (Апейрон)
- Учение Парменида Элейского о бесконечном сущем
- Дискретная бесконечность в парадоксах Зенона Элейского
- Диалектика бесконечного в философии Гераклита
- Бесконечность бытия в философии Эмпедокла
- Вневременная и внепространственная бесконечность Платона
- Актуальная и потенциальная бесконечность Аристотеля
- Заключение