Вневременная и внепространственная бесконечность Платона
Ранее мы рассматривали вечность как неограниченную протяженность (бесконечность) во времени. Но существует и другой подход к определению данного понятия, согласно которому быть вечным означает пребывать вне времени или за его пределами. В философии Платона понятие вечности определяется именно согласно второму методу, но чтобы в этом убедиться, необходимо сперва обратиться к его теории идей.
Согласно Платону любая вещь, объект или качество в реальном мире имеет свою идею (эйдос) как обобщенное, нематериальное, абстрактное и объективное представление о ней. Идея является сутью, эталоном и недостижимой целью вещи, в то время как сама вещь в земном мире представляет собой лишь проекцию своей идеи. Эйдосы составляют вечный, неизменный, умопостигаемый мир, в котором пребывают души до их рождения и после смерти. По этой причине уже при рождении человек содержит в себе знание всех идей, но пребывая на земле, его душа загрязняется чувственным и телесным и становится неспособной к созерцанию идей, в результате истинные знания утрачиваются. И только абстрагирование от земных чувств и обращение к рациональному мышлению возвращает знание об идеях, происходит их «припоминание».
Платон ставит мир идей выше земной реальности, он и есть причина и прообраз реальности. Но последняя изменчива и неопределенна и в этом смысле противопоставлена миру идей. В диалоге «Тимей» Платон раскрывает суть главной оппозиции между идеальным миром и реальностью:
«Мысль не подвержена ничему, что мы связываем с временем, то есть не стареет и не портится и пребывает сама в себе вечно. Она принадлежит Богу, который равен самому себе. Бог и вечность – синонимы. Вечность не означает некую бесконечность времени, некий бесконечный ряд лет, это совершенно другое качество, нежели время. В вечности нет ни годов, ни месяцев, ни дней. О вечности нельзя сказать, что она “есть” или “будет”. Если рассуждать правильно, ей подобает одно только “есть”, между тем как “было” или “будет” приложимо лишь к возникновению, становящемуся во времени».
Очевидно, реальность несовершенна в виду того, что она в отличие от мира идей пребывает во времени. Природа создана по образцу идеального вечного мира, но поскольку она именно «создана», то есть имело место возникновение, это обуславливает течение времени и движения (изменчивости) в ней, а значит и ограниченность проявления подлинной сущности вещей в природе, так как они становятся зависимыми от этих процессов, приобретая свойство изменчивости. Поэтому в реальности предметы представляют собой лишь проекции идей, которые могут отображаться по разному в зависимости от времени, условий и прочих обстоятельств.
У Платона впервые появляется идея производности, вторичности времени, оно рассматривается не как нечто безусловное, но как свойство реальности, имеющее свой источник, и таким источником является вечность:
«Итак, время возникло вместе с небом, дабы, одновременно рожденные, они и распались бы одновременно, если наступит для них распад; первообразом же для времени служит вечная природа, чтобы оно уподобилось ей, насколько возможно. Ибо первообраз есть то, что пребывает целую вечность, между тем как [отображение] возникло, есть и будет в продолжении целокупного времени. Такими были замысел и намерение бога относительно рождения времени; и вот, чтобы время родилось из разума и мысли бога, возникли Солнце, Луна и пять других светил, именуемых планетами, дабы определять и блюсти числа времени».
Именно благодаря такому вектору рассуждений Платона в античной философии происходит эволюция понятия вечного. В привычном понимании вечность представляет собой бесконечную протяженность во времени и поэтому всегда зависима от времени. Но Платон связывает вечность с отсутствием временной протяженности, то есть определяет ее как вневременность или надвременность. В этом смысле вечность всегда только «есть», к ней нельзя применить «было» или «будет», она пребывает сама в себе и являет собой лишь настоящее, или мгновение, то что нельзя измерить временем.
Именно в такой вечности пребывают идеи Платона, где отсутствие их отношений со временем обуславливает их неизменность, постоянство. Но мы помним, что идея является нематериальной, абстрактной субстанцией, то есть помимо её вневременности будет также уместно говорить о её внепространственности. Ведь справедливо рассуждать, что если идея вневременна, поскольку не существует во времени, то она таким же образом может называться и внепространственной, потому что представляет собой абстракцию, а значит существует за пределами пространства. «Идея не принадлежит времени, что делает ее трансцендентной времени и не относится к пространству, что, аналогично, делает ее трансцендентной пространству» [Сизов Р.С., Воробьев Д.В, Теория идей Платона как учение о вневременном и внепространственном существовании, Juvenis scientia, №4, 2019].
Платоновское понимание времени и вечности действительно стало прогрессом в античной мысли. Его идеи о вневременном и внепространственном существовании получат своё развитие и новую интерпретацию в средневековой философии.
- Беспредельное первоначало (Апейрон)
- Учение Парменида Элейского о бесконечном сущем
- Дискретная бесконечность в парадоксах Зенона Элейского
- Диалектика бесконечного в философии Гераклита
- Бесконечность бытия в философии Эмпедокла
- Вневременная и внепространственная бесконечность Платона
- Актуальная и потенциальная бесконечность Аристотеля
- Заключение