Заключение
На протяжении эволюции древнегреческой мысли основными вопросами в контексте проблемы бесконечного были: «Что такое бесконечность?», «Существует ли бесконечность?», «Является ли бесконечность сущностью или предикатом?», «Являются ли пространство и время бесконечными?». Закономерно, что ответы философов на эти вопросы всегда вплетены в натурфилософский и онтологический контекст соответствующих учений и поэтому зачастую разнятся — суждения о бесконечном являются неотъемлемой частью концепций о мире, бытие, пространстве, времени и движении.
Поворотным моментом в эволюции понятия бесконечности стал метод ее представления вне времени, связанный с теорией идей Платона. Это в свою очередь послужило смене представлений о самом времени — если досократики его определяли как нечто безусловное, то в рамках платоновского миропонимания время вторично, оно имеет свой источник, являясь порождением вечности. Ранняя средневековая философия во много определит свое развитие, опираясь на вневременное представление вечности платонизма.
Еще одним радикальным шагом античной мысли стало различение актуальной и потенциальной бесконечности в философии Аристотеля. Такой поворот развития является диалектически закономерным, поскольку определение потенциального бесконечного было спровоцировано выявленными Аристотелем парадоксами в предшествующих концепциях и введено для разрешения образовавшихся противоречий.
- Беспредельное первоначало (Апейрон)
- Учение Парменида Элейского о бесконечном сущем
- Дискретная бесконечность в парадоксах Зенона Элейского
- Диалектика бесконечного в философии Гераклита
- Бесконечность бытия в философии Эмпедокла
- Вневременная и внепространственная бесконечность Платона
- Актуальная и потенциальная бесконечность Аристотеля
- Заключение