ZAVTRA - последние новости дня

Российский ритейл подсел на инновации

Торговая сеть “Азбука вкуса” приобрела за 33 млн рублей 4% акций британского биотехнологического стартапа российского происхождения Biolink.Tech. Благодаря этому ритейлер стал совладельцем сервиса Otri, который на основе анализа крови составляет персональные рекомендации по питанию. Нейросеть-диетолог принимает во внимание до 15 биохимических маркеров, а также учитывает возраст, образ жизни человека и другие параметры, что позволит покупать продукты и готовые блюда, соответствующие разработанной диете.

Ритейлер заявляет о старте экспансии в только появляющуюся на рынке нишу и ожидает, что средний чек покупки в приложении будет от трех до пяти тысяч рублей.

Все грани стерты

“Сотрудничество лидеров розничного рынка с высокотехнологичными компаниями становится все более интенсивным. В 2020 году “Магнит” вместе со “Сколково” запустили акселератор MGNTech – в поисках решений для офлайн-точек продаж и развития онлайн-сервисов. X5 Retail Group, Hoff, «Билайн», «М.Видео-Эльдорадо» в начале 2020 года объединились в альянс по поиску и внедрению инноваций RITA. Таких примеров мы будем видеть все больше”, – уверен сооснователь торговой сети Fix Price Сергей Ломакин.

По его мнению, пандемия показала, что традиционный ритейл находится под угрозой. Исходит она не столько со стороны электронной коммерции: большинство компаний с разной степенью успешности справились с этим вызовом – самостоятельно или в партнерстве с другими бизнесами запустили сервисы удаленного заказа и доставки. Главным источником беспокойства становится то, что стираются отраслевые грани.

Потребитель, особенно это заметно в больших городах, легко переключается с покупки в универсаме на онлайн-заказ, причем заказать он может набор продуктов у привычного ритейлера или воспользоваться сервисом, доставляющим ингредиенты для самостоятельного приготовления конкретных блюд (DIY-сегмент растет во всех категориях, будь то товары для самостоятельного создания вертикальной фермы на балконе или краски и холст для художественных экспериментов). Кроме того, к его услугам доставка деликатесов из известных ресторанов или эконом-меню “темных кухонь”.

“Фактически речь идет о переделе рынка еды, который в России оценивается в 18 трлн рублей. За него сегодня борются ритейлеры, представители общепита и самое главное – ИТ-экосистемы, созданные “Яндекс” или Сбербанком в партнерстве с Mail.ru Group. Борьба за потребителя вышла на технологический уровень, поэтому торговые сети уже не просто интересуются инновациями – они входят в капитал высокотехнологичных стартапов, начиная создавать свои экосистемы, смысл которых бесшовное удовлетворение потребностей клиента”, – подчеркивает Сергей Ломакин.

Магазин как машина времени

Очевидно, что ритейл одна из самых инновационно емких отраслей. Многие эксперты сходятся во мнении, что именно во время коронавируса ритйелеры оказались в машине времени, которая перенесла бизнес вместе с потребителями минимуму на пять лет вперед.

В период пандемии ритейл начал наращивать инновационный портфель в первую очередь за счет решений, увеличивающих безопасность сотрудников и покупателей.

“Вряд ли можно считать большой инновацией пластиковые экраны, которые появились на терминалах оплаты в большинстве магазинов, но точно к новым решениям можно отнести алерт-системы, работающие на основе видеоаналитики. Они позволяют увидеть, соблюдаются ли в торговых залах нормы дистанцирования. Робот-дезинфектор, обеззараживающее излучение над стеллажами с продуктами, самодезинфицирующиеся корзины и тележки, дроны-доставщики, системы распознавания лиц, развитие мобильных приложений с развлекательным контентом – приметы карантинного времени, которые останутся с нами и после пандемии”, – рассказывает Сергей Ломакин.

Также активизировалась начатая еще до коронавирусной истории трансформация торговых точек. Часть площадей торговых сетей была переоборудована под dark store (“темные склады”, где формируются заказы для онлайн-доставки) и dark kitchen (“темные кухни”, где производятся готовые блюда и кулинария). В качестве альтернативы привычным универсамам появились магазинчики без персонала формата Take&Go и вендинговые аппараты для продажи самых популярных продуктов. По всей стране выросло число постаматов. В отделениях “Почты России” стали открываться примерочные, чтобы клиенты могли сразу оценить, подходит ли им доставленный товар, и при необходимости оформить возврат. Все для поддержания лояльности.

Инвестиции вопреки кризису

Сергей Ломакин уверен, что единственно выигрышной становится стратегия CVP — Client Value Proposition, то есть все изменения в торговом зале, в онлайн-формате должны проводиться в интересах клиента. Кстати, клиентоориентированный подход позволит сделать сервис даже лоукостеров дорогим по ощущениям и при этом сохранить низкие цены, что важно в перманентном кризисе.

Бренды сосредоточились на физическом, цифровом и эмоциональном благополучии своих клиентов. Каждого конкретного клиента. Пока получается не очень. Согласно исследованию компании IDC, почти половина ритейлеров не совсем понимают, чего хотят большинство потребителей.

Для повышения “чувствительности”, ритейлеры готовы вложить в покупку и разработку технологических инструментов более 8,5 млрд. долларов. Причем пандемия не сильно изменила планы. Nielsen опросил российский бизнес и выяснил, что 97% розничных компаний намерены уделять столько же, как и годом ранее, и больше внимания цифровой трансформации, и 44% полны амбиций сохранить действующую стратегию инноваций.

Справка о спикере

Ломакин Сергей Александрович – российский бизнесмен, меценат и благотворитель.

Родился 23 августа 1973 года в Москве. В возрасте 25 лет в 1998 году вместе с партнерами основал торговую сеть «Копейка», одну из первых в России сетей продовольственных дискаунтеров, в которой стал генеральным директором. Сеть «Копейка», по мнению инвесторов, в 2006 году считалась наиболее привлекательным активом в российском ритейле. В 2007 году активы сети купила ГК «Уралсиб», а Сергей Ломакин создал совместно с зарубежными инвесторами инвестиционную компанию, где возглавил направление по организации в России новых стартапов в ритейле и инвестированию и инвестированию в существующие проекты. Такими проектами стали Fix Price, Modis, «ЦентрОбувь».

Уже в декабре 2007 года при непосредственном участии Ломакина открылся первый магазин «Fix Price». В начале 2009 года Сергей Ломакин стал миноритарным акционером торговой сети по продаже одежды и обуви «ЦентрОбувь», однако вследствие конфликта среди акционеров был вынужден выйти из проекта в марте 2015 года.

В сентябре 2019 сеть «Fix Price» вошла в ТОП-150 крупнейших по выручке компаний в стране по версии РБК (136 место), а также в ТОП-100 крупнейших частных компаний российского рынка по версии Forbes (95 место). Сегодня Fix Price – международная сеть, которая представлена в России, Беларуси, Грузии, Казахстане и Латвии. Общая торговая площадь магазинов превышает 530 тысяч кв. метров. Открыто более 3500 магазинов в 830 населенных пунктах в 78 регионах РФ и за ее пределами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
zavtranews / автор статьи
Загрузка ...
ZAVTRA - последние новости дня