Телепатия и технологии: возможно ли общение без слов?
Что такое телепатия?
Прежде чем углубляться в тему, давайте определим, что такое телепатия. Это способность обмениваться мыслями и эмоциями друг с другом без помощи слов или других традиционных форм общения. В популярной культуре телепатия часто изображается как некая мистическая сила, присущая только избранным. Но с научной точки зрения мы можем рассматривать это явление совершенно иначе.
Сейчас мы находимся на пороге технологических революций. Искусственный интеллект, нейронные сети и биотехнологии становятся нашими союзниками в самых различных сферах, и в том числе они могут сыграть важную роль в появлении новых способов коммуникаций.
Нейрофизиология и чтение мыслей
Современные исследования нейрофизиологии открывают удивительные горизонты. Ученые работают над дешифровкой мозговых сигналов и их интерпретацией, и уже в актуальной повестке создание нейроинтерфейсов, которые позволят людям взаимодействовать с компьютерами и друг с другом, используя только мысли.
На данный момент уже существуют первые успешные примеры нейронных интерфейсов. Например, компания Neuralink, основанная Илоном Маском, разрабатывает систему, позволяющую взаимодействовать с компьютером, используя команды, которые отправляются прямо из мозга.
Несмотря на то, что мы не можем “читать мысли” в полном смысле этого слова, технологии позволяют распознавать нейронные паттерны, которые соответствуют определенным мыслям и эмоциям. Иными словами, с помощью нейротехнологий мы можем определить, что человек чувствует или о чем думает, хотя, конечно, это не всегда стопроцентная точность.
Если нейронные интерфейсы могут считывать мысли, то можно ли представить себе передачу и обмен этими сигналами?
Современные нейролингвистические разработки
О новых российских разработках и перспективах в области нейролингвистики рассказала директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Драгой.
По словам эксперта, в первую очередь имеет место применение нейроинтерфейсов для помощи пациентам с речевыми проблемами. То есть, основная задача нейролингвистических разработок на сегодня – это помочь говорить людям, у которых произнесение речи существенным образом нарушено. Прежде всего речь идет о пациентах с анартрией, характеризующейся парезом или полным параличом речедвигательных мышц и утратой членораздельной речи. Для таких ситуаций разрабатываются интерфейсы, позволяющие считывать электрический сигнал непосредственно с коры головного мозга. Затем с помощью различных средств математического моделирования этот сигнал обрабатывается, к нему применяются лингвистические модели, и синтезируется речь. А если иметь запись такого пациента до возникновения болезни, то этот синтез возможно сделать очень похожим на его настоящую речь. Над этим сегодня работают самые передовые лаборатории нашей страны.
Однако, как бы перспективно не выглядели нейролингвистические разработки, по словам ученого, пока мы находимся в самом начале пути. И это в первую очередь связано с рядом проблем. Во-первых, на сегодня требуется очень много времени для обучения пациента «говорить» с помощью интерфейса. Недавно был проведен опыт, в ходе которого больной с нарушением речи учился печатать, подавая мысленные сигналы на экран. За две сессии пациент смог научиться передавать всего около 50 слов. Следующая проблема связана с тем, что фразы могут быть очень схожими по произношению, и лингвистические модели не всегда могут их корректно распознать. И, наконец, на данном этапе разработок актуальна проблема скорости передачи мысленного сигнала и синтезирования слов. Если человеческая речь звучит со скоростью 150 слов в минуту, то современные устройства способны передавать речевые сигналы из мозга со скоростью всего 10-15 слов в минуту. Таким образом пока о персонализированной медицинской помощи пациентам с нарушениями речи говорить рано.
Но самый главный вопрос современных нейролингвистических разработок связан с проблемой их востребованности и возможного спектра применения. Дело в том, что число больных с рассмотренным выше диагнозом анартрия составляет меньше одного человека на миллион, в отличие от, например, болезни Паркинсона, общая распространенность которой составляет 0,3% в мире, а среди населения после 60 лет до 1 %. При такой статистике становится понятно, что технология мысленной передачи речи может быть внедрена объективно всего нескольким людям в мире. Но возможно, что развитие этой технологии в будущем будет иметь применение у здоровых людей. И это вызывает много этических вопросов.
Этические дилеммы
С развитием нейронных технологий возникает множество вопросов в этической плоскости. Должны ли мы иметь возможность обмениваться своими мыслями так свободно? Что произойдет с концепцией личной жизни?
Одной из главных тем, которые поднимаются в этом контексте, является проблема конфиденциальности. Насколько безопасно будет делиться мыслями с другими людьми через технологические системы? Не будут ли нейроинтерфейсы работать против нас?
Наряду с проблемой конфиденциальности существует серьезный риск манипуляции сознанием, особенно если речь идет о системах, находящихся в руках малочисленных групп людей. Как мы можем гарантировать, что технологии не будут использованы для неблаговидных целей?
И наконец, актуален вопрос, останемся ли мы людьми, если перестанем общаться традиционными методами? Кажется, что если каналы коммуникации изменятся, то, возможно, нам не нужно будет даже осваивать родной язык. Как отметила Ольга Драгой, язык — это присущая часть нашей психической и культурной жизни. Именно благодаря языку в корреляции с освоением орудий труда был достигнут нужный объем мозга у наших предков. И в этом смысле отказ от языка в пользу других способов коммуникации будет являться отказом от самой человеческой природы.
Когда мы сможем общаться без слов?
На данный момент трудно прогнозировать точные сроки, когда технологии коммуникации получат новое измерение. Однако некоторые эксперты предполагают, что в течение ближайшего десятилетия мы сможем наблюдать первый шаг в направлении общения без слов.
Несмотря на то, что современные разработки в области нейроинтерфейсов еще не представляют собой массовый продукт, существующие прототипы и программы дают основание прогнозировать, что телепатический способ коммуникаций может стать реальным. В течение следующего десятилетия мы, скорее всего, станем свидетелями значительных прорывов в области неинвазивных нейроинтерфейсов. Успешные клинические испытания и появление пользовательских продуктов могут сделать их доступными для широкой аудитории. Эта эволюция может привести к развитию адаптивных интерфейсов для общения. Конечно, потребуется время, чтобы усовершенствовать технологии и внедрить их в существующие социально-экономические системы.