о проекте   контакты редакции
Смотрим в настоящее — говорим о будущем

Лучшие книги по современной философии сознания

Какова природа сознания и как сознание связано с физиологией? Этот вопрос обсуждали ещё в античные времена, но именно в XX веке он приобрел наибольшую остроту, став одним из магистральных направлений философских исследований. Представляем ключевые работы наиболее влиятельных мыслителей современности, посвященные проблеме сознания.

Подпишись на новые материалы!

Дэниел Деннет «Разум от начала до конца» («От бактерии к Баху и обратно: эволюция разума»)

Дэниел Деннет — знаменитый американский философ и когнитивист, одна из ключевых фигур в современной философии сознания. Книга «Разум: от начала до конца» посвящена исследованию природы человеческого сознания и его эволюции. Автор рассматривает вопросы о том, как работает мозг, как формируется сознание и как оно взаимодействует с внешним миром. Философ рассуждает с позиции функционализма, согласно которой сознания не существует как отдельной субстанции, а то, что мы под ним понимаем, представляет собой совокупность функциональных состояний, реализуемых мозгом. Дэниел Деннет рассматривает сознание как совокупность информационных потоков, которые конкурируют между собой за доступ к мозгу. Человеческое поведение в свою очередь будет зависеть от того, какой поток победит в итоге.

Деннет основывается на принципе эволюционизма, полагая, что мир в целом и сознание в частности может быть объяснено в рамках теории эволюции. С его точки зрения когнитивная система человека возникла в результате адаптации нашего биологического вида к внешним факторам.

Философия Дэниела Деннета — это оппозиция по отношению к классической дуальной метафизике и современным ее интерпретациям. Представления о нефизической природе сознания он считает заблуждениями, связанными с высокой ролью культуры и языка в эволюции человека, а также с устаревшими понятиями метафизики, которыми оперируют философы. На самом деле в процессе культурной эволюции мозг снабжается сложной системой образов, которая и создает иллюзию сознательного существования. В этой связи Деннет предлагает оказаться от термина «квалиа», полагая, что никакого внутреннего «я» вовсе не существует.

Даглас Хофштадтер «Глаз разума»

Совместная работа Дагласа Хофштадтера и ранее упомянутого Дэниела Деннета представляет собой сборник статей ведущих философов и когнитивистов в популярном изложении. Книга была выпущена в 1981 году и стала бестселлером.

Читателю предлагается погрузиться в удивительный и парадоксальный мир человеческого сознания и «умных» машин. В книге представлены различные точки зрения на сущность мышления и природу искусственного интеллекта, авторы выявляют и ярко описывают противоречия, возникающие при попытке ответить на главные вопросы философии сознания.

В антологию вошли эссе выдающихся мыслителей современности, таких как Хорхе Луис Борхес, Ричард Докинз, Джон Сирл, Роберт Нозик, Станислав Лем, Алан Тьюринг и др. Каждая статья в сборнике сопровождается комментариями составителей.

Даглас Хофштадтер — профессор когнитивистики и информатики, философии, психологии, истории и философии науки, сравнительного литературоведения университета штата Индиана (США). Руководитель Центра по изучению творческих возможностей мозга. Член Американской ассоциации кибернетики и общества когнитивистики. Лауреат Пулитцеровской премии и Американской литературной премии.

Дэвид Чалмерс «Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории» 

Эта одна из знаковых работ современной философии сознания написана молодым австралийским философом Дэвидом Чалмерсом. Автор основывается на позиции натуралистического дуализма, настаивая на невозможности сведения сознания к физиологическим процессам. Чалмерс предполагает, что сознание порождается функциональными схемами мозга и находится от них в зависимости, но для понимания его природы необходимо выйти за рамки материалистического мировоззрения. Ключевым для автора становится вопрос — почему человеческий опыт воспринимается именно так, а не иначе.

В попытках объяснить отношения ментального и физического Чалмерс предлагает разделить вопросы сознания на «легкие» (психологические) и «трудные» (феноменальные). К легким проблемам относится все, что связано с организацией функциональных систем и решается в рамках нейробиологии и когнитивистики. Трудная проблема заключается в том, что значит иметь сознательный опыт и каким образом этот опыт порождается физической системой мозга. В итоге Чалмерс делает вывод, что мозг не может функционировать без сознания, и приводит тому логические доказательства.

Интересный материал? Подпишись на новости!

Пол и Патриция Чёрчленд «On the Contrary: Critical Essays»

Супруги Чёрчленд отстаивают наиболее радикальную позицию в философии сознания — элиминативизм. Философы полагают, что феномены сознания являются предметом folk psychology («народной» или ненаучной психологии), и развитие нейрофизиологии постепенно сведет на нет необходимость в философской дискуссии о сознании.

Проще говоря, с позиции элиминативизма сознания вообще не существует ни в субстанциональном, ни в функциональном смысле, оно является пустым устаревшим термином, который в научном понимании ничего не обозначает.

Несмотря на то, что позиция Пола и Патриции Черчленд является контринтуитивной и во многом шокирует, супруги занимают почетное место среди философов-когнитивистов XX века.

Джон Сёрл «Открывая сознание заново»

Знаменитый американский философ Джон Сёрл получил известность благодаря своей пессимистичной позиции относительно разумности искусственного интеллекта. В 1980 году Сёрл опубликовал широко цитируемый мысленный эксперимент «Китайская комната», цель которого объяснить, что машина не может обладать сознанием в том смысле, в котором им обладает человек.

«Открывая сознание заново» — большая работа Джона Сёрла, расширяющая взгляд на проблемы человеческой субъективности. По мнению Сёрла изучение сознания не может быть вписано в рамки объективистской модели исследований, так как сознательный опыт происходит от первого лица и поэтому всегда субъективен. В вопросе самой природы сознания автор придерживается позиции, что ментальность причинно обусловлена нейрофизиологическими процессами благодаря специфическим и пока не изученным свойствам мозга. Этот тезис объясняет и его критику ИИ — мозг уникален и его работу невозможно воссоздать с помощью машины. В понимании Сёрла сознание является каузально эмерджентным свойством мозга. Оно обусловлено поведением нейронов и поэтому может редуцироваться к мозговым процессам. Тем не менее наука пока не способна выявить нейрофизиологические основания сознания.

Понравилась статья? Вступай в наше сообщество!

Рейтинг
( 8 оценок, среднее 4.5 из 5 )
Елена Лерх
Елена Лерх / автор статьи
Создатель портала, главный редактор
Загрузка ...